МАЛАХИТОВАЯ ШКАТУЛКА

Уже понятно, что сказки — это не вполне себе сказки, а сюжеты с подтекстом, вторым и третьим планом, расшифровав которые можно постичь глубинные смыслы и в себе, и в мироздании. Может, не постичь — «нащупать», ощутить. И это тоже хлеб. Даже торт. В общем, что кому нравится. «Сказы» Бажова — это всё-таки сказы, рас-СКАЗ-анная быль, как она запечатлевалась в памяти и раскрылась через талант писателя. В то время, помнится, если меня что-то поражало, я начинала двигаться дальше, и вот, раскрыв эту самую шкатулку малахитовую в неадаптированном под детское восприятие, а в полном издании, я обнаружила новые драгоценности. Во-первых, продолжение «Хозяйки Медной горы», а именно — сказ про дочь героя, Танюшку, которая словно бы дочкой самой Хозяйки-то и была, и сокровенные тайны её унаследовала.

Тайная связь сакрального Женского Начала с Природой и силами, порой не сразу понятными самой женщине, и не вполне принимаемые даже близким окружением, здесь передана и просто, и глубоко, и мудро, и даже в каком-то смысле «былинно», а в каком-то — поэтично. К тайне можно прикоснуться, можно ощущать связь с ней, можно проявить её в своих делах. Эта тонкая связь с душой и тайнами природы, которая проявляется при соответствующей настройке души, передаётся и в сказах и про «Синюшкин колодец», и про «Огневушку-поскакушку», и про «Таюткино зеркальце». Тайное отзывается на чистоту помыслов и голос сердца, силу духа и нежность души, которая рождает внутреннюю силу, столь мощную, что о ней человек не всегда ведает, а став мудрым — открывает возможности и взаимодействия с миром и уважения к этой силе, и проявления её в гармонии с радостью жизни.