БУЛГАКОВ «МАСТЕР И МАРГАРИТА»

Вступительная статья к новому изданию.

Перед вами великий роман. Глубокий, искромётный, неоднозначный. До сих пор между различными группами читателей, критиков, ценителей творчества М. А. Булгакова и тех, кто не принимает его, отношение к этому произведению вызывает очень противоречивые отзывы. И это здорово! Это говорит о таланте автора, о силе самого романа, и о том, что его смыслы не могут оставить равнодушными многие поколения его читателей.

В чём его неоднозначность? В том прежде всего, что он мало кого оставляет равнодушным. Кто-то согласен с предложенным раскрытием смыслов и концепцией автора, кто-то — наоборот, но — как ни странно на первый взгляд — именно такую реакцию, скорее всего и ожидал М. А. Булгаков и от этого романа, ставшего по сути его завещанием. Роман историчен и глубоко современен, в переплетениях его смыслов яркие образы картин Москвы 30-х годов прошлого века органично сочетаются с современным прочтением основных человеческих и глобальных смыслов, заложенных Булгаковым в разных уровнях осознания человеческой природы и Божественных откровений.

В произведении — две сюжетные линии, каждая из которых развивается самостоятельно. Действие первой разворачивается в Москве в течение нескольких майских дней (дней весеннего полнолуния) в 30-х гг. нашего века, действие же второй происходит тоже в мае, но в городе Ершалаиме (Иерусалиме) почти две тысячи лет тому назад — в самом начале новой эры. Роман построен таким образом, что главы основной сюжетной линии перемежаются главами, составляющими вторую сюжетную линию, причём эти вставные главы являются то главами из романа мастера, то рассказом очевидца событий Воланда.

И всё же о чём роман? О вечности, о любви, о честности перед собой. О выборе, который делает каждый человек. Роман фантастический — и буквально, и не буквально. Относится ли он к области фантастики? Вполне. Но он фантастичнее не только по определению, в нём всё фантастика — история создания, история публикации, история… Да, сама история, сюжет, естественно. Фантастичен его язык, переплетения сюжетных линий, его стилистика, художественные особенности. Фантастично это ювелирное и космическое одновременно переплетение линий реальных и библейских, мотивов повседневных и вечных, атмосферы обычных проявлений человеческой натуры и высот духовных.

Судьба создания романа, история публикации “Мастера и Маргариты» словно бы повторяют историю романа Мастера о Понтии Пилату. Булгаков начал роман в конце 1920-х, и первые его версии были уничтожены. В конце 1930-х была написана та версия, которая и получила название «Мастер и Маргарита». Окончательная редакция романа была осуществлена женой М. А. Булгакова. — Еленой Сергеевной. Первая публикация появилась в 1966-67 годах в журнале «Москва» с предисловием Константина Симонова. Первое же полное издание в России — в 1973. У него несколько экранизаций.

Мастерство же Булгакова как писателя ещё и в том, что он не даёт однозначных ответов на поставленные вопросы. Читатель сам ищет их. И в этом смысле каждый, кто читает эту книгу, вольно или невольно становится его соавтором. Все вечные и сиюминутные вопросы, на которые каждый рано или поздно ищет ответы, разворачиваются в космическом масштабе, в масштабе всего наследия поиска человечества на протяжении столетий.

Ответы у каждого будут свои, но есть непреложные ценности — любовь, верность, верность своему выбору и своему предназначению.

Вам осталось только перелистнуть страницу и стать сопричастным путешествию Мастера, наблюдателям посещения Воланда и его свиты в Москву, свидетелей великой любви Маргариты и тем вечным загадкам человеческой души, которые будут открывать самые тайные уголки вашего собственного внутреннего мира.

Автор статьи — Лариса Корякина.